Футбол – огромный многомиллиардный бизнес, в котором сотни клубов проворачивают миллионы в год, но как они зарабатывают? И зарабатывают ли они вообще?
На чем зарабатывают футбольные клубы?
В футболе существует несколько основных механизмов, с помощью которых клубы пополняют бюджеты. Где-то доходы фиксированные, а где-то неизвестно, сколько принесет тот или иной источник дохода. Рассмотрим каждый из них.
Спонсорство
Первый и самый очевидный источник – спонсоры, причем в разных форматах. Каждый клуб стремится по максимуму привлечь потенциальных спонсоров, причем в разных формах. Клубы, владеющие собственными стадионами, могут продавать даже его нейминг. Вот лишь несколько примеров, в чьи названия стадионов внедрены названия компаний: Открытие банк Арена (Спартак), Этихад (Манчестер Сити), Альянц Арена (Бавария).
Также популярная услуга у спонсоров – нанесение их логотипов на игровой форме, причем некоторые команды не стесняются и откровенно перебарщивают с количеством рекламы.
За самыми популярными клубами следят сотни миллионов болельщиков, поэтому логично, что они получают самые сочные предложения. Например, Манчестер Юнайтед получает от TeamViewer за год 57 млн фунтов стерлингов.
Билеты и matchday
День матча на домашнем стадионе – тоже солидная статья доходов для любого клуба, обладающего внушительной фан-базой. В одной из статей мы писали, что билеты на некоторые матчи могут достигать цены в сотни евро, а учитывая вместимость стадионов в десятки тысяч мест, только за один день клуб способен заработать более миллиона евро.
В сезоне 2018/19 лондонский Арсенал заработал более 100 млн евро от домашних матчей, учитывая продажу еды и напитков на стадионе.
Продажа футболок
Среди болельщиков бытует мнение, что клубы могут отбить трансфер только благодаря проданным футболкам с именем купленного игрока, но, к сожалению для клубов, это миф. Переход Криштиану Роналду из Реала в Ювентус был одним из самых громких и привлекательных в 21-м веке, а за сутки было раскуплено пол миллиона футболок, но это не значит, что Ювентус получил все деньги за это. На самом деле, согласно его контракту с adidas, клуб получил примерно 10% от суммарного количества продаж.
Продажа мерча
Зато точно все деньги от продаж мерча (символики) идут непосредственно в бюджет футбольного клуба. Каждый, кто покупает шарф, кружку или другую атрибутику с изображениям логотипа клуба, приносит ему доход.
Продажа телевизионных прав
Поход на футбол может быть достаточно дорогим, поэтому проще его посмотреть по телевизору, но и за это тоже нужно заплатить. Клубы и чемпионаты продают права на трансляции матчей ТВ-каналам и стриминговым платформам.
Английская Премьер-лига считается самой дорогой и привлекательной. Поэтому АПЛ в декабре 2023 года совершила рекордную сделку, продав права на четыре сезона за 7.8 млн евро. И это только на внутреннем рынке, а ведь АПЛ показывается практически по всему миру.
Итоговое место в таблице, востребованность трансляций и некоторые другие показатели влияют на итоговый доход клубов АПЛ от ТВ-прав, но он точно составляет более 100 млн в сезон для каждого.
Призовые
Практически каждая футбольная лига выделяет общий призовой фонд на сезон, который распределяется в зависимости от итогового занятого места. Не исключение и Российская Премьер-лига, в которой платят от 33.28 млн рублей (за 16-е, последнее место) до 532.51 млн. И это очень мало по сравнению с лучшими чемпионатами Европы. Даже не в самой богатой Бундеслиге последней команде платят в шесть раз больше, чем чемпиону России.
Трансферы
Золотое правило бизнеса: купи дешевле – продай дешевле. И в футболе оно тоже действует. Чаще всего его придерживаются более скромные клубы, которые намеренно находят или воспитывают талантливых парней, вкладывая в них относительно небольшие деньги, а потом продают, иногда даже за сотни миллионов. В этом компоненте нет равных португальской Бенфике, которая за пять лет продала игроков на 707 млн, потратив всего 180 млн. Безумная доходность!
Сколько зарабатывают футбольные клубы?
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что почти каждый клуб зарабатывает миллионы и купается в деньгах, но это совсем не так. Нельзя забывать про безумные расходы, особенно про зарплаты футболистов, из-за чего в мире не так уж и много по-настоящему доходных клубов.
Даже вечно доминирующая немецкая Бавария, учитывая бешеную популярность, лучшие результаты и дорогущие спонсорские контракты, ушла в не такую большую прибыль, какую можно было представить, – всего 54.5 млн евро. А такие клубы как Манчестер Сити, Реал и Ювентус почти каждый год остаются в минусе. И даже некогда богатейшая Барселона оказалась на грани банкротства.
В России же почти все боссы клубов жалуются на убыточность. Низкая посещаемость, малые вложения в академии, нехватка спонсоров и другие причины заставляют расходы перевешивать доходы. А потому большинство клубов России государственные, так как они совсем непривлекательны для инвесторов и бизнесменов.